25 картин о преподобном Сергии

М. В. Нестеров Видение отроку Варфоломею. 1889-1890. Государственная Третьяковская галерея. М. В. Нестеров Видение отроку Варфоломею. 1889-1890. Государственная Третьяковская галерея.     

«Этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика… круг написан, так сказать, в фас, тогда как сама голова поставлена в профиль. И особенно прискорбно, что автор делает все это сознательно и никакого раскаяния в нем не видно»1, – говорили недоброжелатели о картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Между тем, полотно, ставшее скандальным на выставке 1890 года, является сейчас одним из самых известных и любимых изображений юного Сергия Радонежского. Но в конце XIX века картина действительно выражала новые веяния в русской художественной культуре. Нестеров постарался проявить необычное явление (чудо) необычными средствами, введя в картину элемент иконы, чем предвосхитил искусство авангарда. К Третьякову прибыла целая депутация, чтобы отговорить его покупать картину, но решение мецената было окончательным и безоговорочным. По сей день картина хранится в Третьяковской галерее.

Для самого Нестерова эта работа была одной из наиболее важных, с ней он связывал свое духовное перерождение2. Фон художник писал в Абрамцеве, а голову и худые нервно сжатые руки отрока Варфоломея списал с крестьянской девочки, коротко остриженной и недавно тяжело переболевшей3. Уже после революции художник напишет еще одну картину, сходную по сюжету с «Варфоломеем», но на этот раз отрока благословляет Сам Христос.

М. В. Нестеров Христос, благословляющий отрока Варфоломея. 1926. Церковно-археологический кабинет Духовной академии Троице-Сергиев Посад М. В. Нестеров Христос, благословляющий отрока Варфоломея. 1926. Церковно-археологический кабинет Духовной академии Троице-Сергиев Посад   

М. В. Нестеров. Юность преподобного Сергия. 1892–1897. Государственная Третьяковская галерея М. В. Нестеров. Юность преподобного Сергия. 1892–1897. Государственная Третьяковская галерея     

Следующая по времени картина художника, «Юность преподобного Сергия», вызвала, по его собственным словам, еще большее признание4. Работа над ней проходила в год, когда праздновался юбилей со дня кончины преподобного Сергия (1892). Репин назвал картину «декадентной»5 – на тот момент слово новое, но в будущем оно станет названием целой эпохи искусства Серебряного века. На картине сложивший на груди руки стоит молодой отшельник, у ног которого расположился медведь. Надо отметить, что святого Сергия часто изображали в обществе медведя, – сюжет, который художники черпали из рассказа Епифания Премудрого о том, как к преподобному приходил медведь и подвижник делился с ним куском хлеба6. Медведь наблюдает за Сергием-строителем на картине Рериха. Кормит преподобный медведя на картине современного художника Ефошкина «Преподобный Сергий Радонежский. Весна».

С. Ефошкин. Преподобный Сергий Радонежский. Весна С. Ефошкин. Преподобный Сергий Радонежский. Весна   

Во всех картинах Нестерова преподобный показан простым, кротким человеком с глубоким взглядом

«Игумену земли русской» посвящены и другие работы Нестерова: триптих «Труды Сергия Радонежского» (1899), картина «Преподобный Сергий» (1899), эскиз «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (1898–1899). И снова художник сочетает элементы иконы с живописью, на этот раз не только изображая нимб, но и используя форму триптиха для создания произведения о трудах святого Сергия. На картине «Святая Русь», написанной в тяжелый момент первой русской революции, изображен Христос, благословляющий народ, а позади Него стоят наиболее почитаемые на Руси святые, среди которых и Радонежский подвижник. Во всех картинах Нестерова преподобный показан простым, кротким человеком с глубоким взглядом. Его картины были призваны изобразить именно простого человека с его искренней верой, и этот мотив сопряжен с общей тенденцией конца XIX – начала XX века, возвеличивающей «народную» веру. Если руки святого не заняты работой, то прижаты к сердцу – жест, отсылающий к практике «умной», «сердечной» молитвы. Это особое духовное делание, берущее свое начало в практике исихастов: сосредоточенная молитва, как бы погружаемая в сердце при отсечении посторонних мыслей, подчинение ума и тела богообщению.

М. В. Нестеров. Труды преподобного Сергия. 1896–1897. Левая часть триптиха. Государственная Третьяковская галерея М. В. Нестеров. Труды преподобного Сергия. 1896–1897. Левая часть триптиха. Государственная Третьяковская галерея   

М. В. Нестеров. Труды преподобного Сергия. 1896–1897. Центральная часть триптиха. Государственная Третьяковская галерея М. В. Нестеров. Труды преподобного Сергия. 1896–1897. Центральная часть триптиха. Государственная Третьяковская галерея   

М. В. Нестеров. Труды преподобного Сергия. 1896–1897. Правая часть триптиха. Государственная Третьяковская галерея М. В. Нестеров. Труды преподобного Сергия. 1896–1897. Правая часть триптиха. Государственная Третьяковская галерея     

М. В. Нестеров. Преподобный Сергий Радонежский. 1899. Русский музей М. В. Нестеров. Преподобный Сергий Радонежский. 1899. Русский музей     

М. В. Нестеров. Прощание преподобного Сергия Радонежского с Дмитрием Донским М. В. Нестеров. Прощание преподобного Сергия Радонежского с Дмитрием Донским     

М. В. Нестеров. Святая Русь. 1905. Русский музей. М. В. Нестеров. Святая Русь. 1905. Русский музей.     

В. М. Васнецов. Икона прп. Сергия для церкви в Абрамцеве В. М. Васнецов. Икона прп. Сергия для церкви в Абрамцеве В виде ростового портрета выполнил В. М. Васнецов икону св. Сергия для церкви в Абрамцеве. В руках святого свиток со словами из Евангелия, которые в переводе со старославянского звучат так: «Кто хочет между вами быть бо́льшим, да будет вам слугою» (см: Мф. 20: 26, Мк. 9: 35) и «Ищите прежде царствия Божьего и правды Его» (Мф. 6: 33). Святой не случайно держит свиток именно с этими строками. Так же, как и триптих Нестерова о трудах преподобного, эти слова отсылают к предельной кротости и трудолюбию подвижника. Автор «Жития» писал, что, будучи уже игуменом (то есть начальником) монастыря, преподобный «ниже всех ставил себя»7, носил худшую одежду8 и не отвращался от любой работы:

«…усердно служил братии, как купленный раб: колол для всех дрова, как было сказано, толок и молол жерновами зерно, пек хлеб, варил еду и заготавливал другие съестные припасы для братии, кроил и шил обувь и одежду и, зачерпнув воду в бывшем неподалеку источнике, носил ее в двух ведрах на своих плечах в гору и ставил у келии каждого брата»9, «и кутью сам варил, и свечи делал, и кануны творил»10.

Эти деяния постарался выразить в своих картинах и современный художник С. Ефошкин.   

На заре XX века возрастает интерес интеллигенции к религии, духовным практикам, мистицизму. Н. Бердяев любил использовать выражение «русский духовный ренессанс» по отношению к этому времени. Происходят публичные диспуты интеллигенции и представителей Церкви, часть интеллигенции возвращается в православную Церковь и даже принимает сан. На этом фоне возрастает интерес и к Радонежскому чудотворцу. О нем пишут священник-интеллигент отец Павел Флоренский, историк Голубинский, философы Г. Федотов и Н. Бердяев. Но не только деятели, относящиеся к православной среде, почитали преподобного. Далекий от Православия, увлеченный буддизмом и культурой Востока, Николай Рерих считал Радонежского подвижника своим учителем и называл «преподобным всех веков и народов»11. Ближе всего для художника был образ Сергия-строителя: не только всем известной Троицкой лавры, но и русской духовной культуры12. На полотне «Сергий-строитель» изображен одинокий монах, строящий обитель на фоне замечательного пейзажа горы Маковец. Картина отдает нотками Востока, и не случайно – ведь художник писал ее во время путешествия в Гималаях.

Н. К. Рерих. Сергий-строитель. 1925. Международный Центр-музей Н. К. Рериха Н. К. Рерих. Сергий-строитель. 1925. Международный Центр-музей Н. К. Рериха     

В 1932 году художником была написана картина «Святой Сергий». На ней преподобный стоит на холме, держа в руках на плате белокаменный храм – образ Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. В лике святого прослеживаются восточные черты – особенность, которую можно заметить и на одном из самых ранних изображений святого – вышитом покрове на его мощи. Художник, живший в эпоху великих катастроф (революции, Первая мировая война), отводил преподобному Сергию особую роль. Так, рядом с преподобным на картине стоит икона Спасителя, сверху – глаз в треугольнике, символизирующий все пространство, внизу виднеется воинство, а также надпись: «Дано святому преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первый раз при князе Дмитрии, второй при Минине. Третий…». Запись обрывается многоточием.

Н. К. Рерих. Святой Сергий. 1932. Государственная Третьяковская галерея Н. К. Рерих. Святой Сергий. 1932. Государственная Третьяковская галерея     

Образу преподобного Сергия, связанного со строительством Троицкой лавры, посвящена картина А. М. Васнецова «Троице-Сергиева лавра». Преподобный на картине вовсе не является центральным персонажем – а всего лишь одним из монахов.

А. М. Васнецов. Троице-Сергиева лавра. 1908-1913. Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого А. М. Васнецов. Троице-Сергиева лавра. 1908-1913. Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого     

Э. Лисснер. Троице-Сергиева лавра. 1907 Э. Лисснер. Троице-Сергиева лавра. 1907     

Благословении прп. Сергием Дмитрия Донского является одним из наиболее частых сюжетов, которому посвящены картины художников

Картина русского художника австрийского происхождения Э. Лисснера «Троице-Сергиева лавра» разворачивает перед зрителем широкий вид на обитель с большим количеством персонажей. Все эти люди собрались не просто так: происходит важный момент благословения преподобным Сергием князя Дмитрия на битву. Надо сказать, что полулегендарный13 рассказ о благословении святым Сергием Дмитрия Донского перед Куликовской битвой является одним из наиболее частых сюжетов, которому посвящены картины художников. Парадоксальным образом именно это деяние святого, которое появляется в источниках только через сто лет после случившегося Мамаева побоища, вызывает наибольший интерес живописцев. Тенденция выделить из всего жития святого именно этот далеко не достоверный момент замечена была философами начала прошлого столетия14, была и остается весьма знаковой как для живописи, так и для культуры в целом.

А. Д. Кившенко. Святые Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. 1879 А. Д. Кившенко. Святые Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. 1879   

На полотне А. Д. Кившенко «Святые Дмитрий Донской и Сергий Радонежский» зритель видит делегацию бояр и воинства во главе со склонившим перед крестом голову князем Дмитрием Ивановичем слева и благословляющего их Сергия Радонежского и монахов справа. Обнимает правой рукой преподобный князя Дмитрия на картине современного художника П. Рыженко «Благословение Сергия». Сзади виден склонившийся дружинник, а ниже, по-видимому, девятилетний сын князя – будущий Василий I. Молится о победе русского войска преподобный на другой картине художника – «Отец Сергий. Проводы». Перед старцем – могильный крест с зажженной свечой, сзади – полыхающий огонь, свидетельствующий о происходящей битве, и молящаяся Русь в виде столпившихся вдалеке монахов и крестьян. Именно в контексте битвы на Куликовом поле изображен преподобный Сергий в творчестве Ильи Глазунова. На четырех картинах, изображающих Радонежского подвижника, на фоне виднеется жестокая действительность татаро-монгольского ига. В разных видах изображают благословение преподобным князя Дмитрия современные художники: Сергей Ефошкин, Александр Простев, Юрий Пантюхин.

П. Рыженко. Отец Сергий. Проводы. 2013 П. Рыженко. Отец Сергий. Проводы. 2013     

И. Глазунов. Сергий Радонежский. 1962. Московская государственная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова И. Глазунов. Сергий Радонежский. 1962. Московская государственная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова     

И. Глазунов. Сергий Радонежский. 1990. Московская государственная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова И. Глазунов. Сергий Радонежский. 1990. Московская государственная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова     

И. Глазунов. Сергий Радонежский и Андрей Рублев. 1992. Московская государственная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова И. Глазунов. Сергий Радонежский и Андрей Рублев. 1992. Московская государственная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова     

Ю. Пантюхин. На поле Куликово. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Центральная часть триптиха «За Землю Русскую». 2007. Музей-заповедник «Куликово поле» Ю. Пантюхин. На поле Куликово. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Центральная часть триптиха «За Землю Русскую». 2007. Музей-заповедник «Куликово поле»     

А. Простев. Благословение Дмитрия Донского. 2008 А. Простев. Благословение Дмитрия Донского. 2008     

А. Простев. Великий князь Дмитрий Донской у преподобного Сергия Радонежского накануне Куликовской битвы. 2004 А. Простев. Великий князь Дмитрий Донской у преподобного Сергия Радонежского накануне Куликовской битвы. 2004     

Современные художники, кроме сюжета о благословении преподобным Дмитрия Донского, обращаются к житийным повествованиям о чудесах преподобного. На картинах художника С. Ефошкина изображены явление Пресвятой Богородицы, чудо об источнике, чудо о птицах.

С. Ефошкин. Преподобный Сергий Радонежский. Явление Пресвятой Богородицы. 1998 С. Ефошкин. Преподобный Сергий Радонежский. Явление Пресвятой Богородицы. 1998     

С. Ефошкин. Чудо об источнике. 1998 С. Ефошкин. Чудо об источнике. 1998     

С. Ефошкин. Чудо о птицах. 2008 С. Ефошкин. Чудо о птицах. 2008     

Образ святого Сергия в живописи русских художников весьма разнообразен. Это лишний раз свидетельствует о том, в каких разных формах преломляется память о преподобном: он и простой старец, благословляющий смотрящих с картины Кириллова, он и молитвенник с устремленным в какое-то иное пространство глазами на картинах Нестерова, умудренный какой-то древней мудростью старец на полотнах Рериха, человек, спасший своим молитвенным предстоянием Отечество от унизительного ига, святой в окружении белых птиц, которые вскоре разлетятся по разным уголкам Руси.

С. Кириллов. Преподобный Сергий Радонежский (Благословение). 1992 С. Кириллов. Преподобный Сергий Радонежский (Благословение). 1992     

Анастасия Савчук

18 июля 2025 г.

1 Цит. по: Тютюгина Н.В. Рерих и Нестеров // Новая эпоха № 4 (23), 1999 URL: http://www.newepoch.ru/journals/23-3/tutugina.html (дата обращения: 3 июля 2025)

2 Нестеров М. В. Воспоминания. С. 11.

3 Там же. С. 71.

4 Там же. С. 75.

5 Там же. С. 76.

6 Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского // Образ очищенного духа. Преподобный Сергий, игумен Радонежский в русской культуре. М: Центр культурных инициатив «Сретение»», 2014. С. 46.

7 Там же. С. 62.

8 Там же. С. 71.

9 Там же. С. 52

10 Там же. С. 62.

11 Из слова академика Н. К. Рериха на освящение часовни св. Сергия // URL: https://rerih.org/library/3011/88 (дата обращения: 9 июля 2025)

12 Там же.

13 С дискуссией вокруг этого события можно ознакомиться, например, здесь: Данилевский И. Как Сергий Радонежский стал героем Куликовской битвы // Родина. URL: https://rodina-history.ru/2015/10/08/rodina-sergij.html (дата обращения: 8 июля 2025); Володихин Д. Благословлял ли Сергий Радонежский Дмитрия Донского? // URL: https://foma.ru/blagoslovlyal-li-sergiy-radonezhskiy-dmitriya-donskogo.html (дата обращения: 8 июля 2025)

14 С. Л. Франк – Н. А. Бердяеву. 28 марта 1926 г. Берлин. // Николай Бердяев: эпистолярный разговор, 2023. С. 70.