Организация церковно-археологических учреждений
в дореволюционной России
и их роль в сохранении культурного наследия

Доклад заслуженного работника культуры РФ и писателя Евгения Владимировича Ванькина на Совещании епархиальных древлехранителей, архитекторов и представителей епархиальных отделов культуры, состоявшемся 27 января 2025 г. в рамках направления «Церковь и культура» XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений

Е.В. Ванькин, заслуженный работник культуры РФ, писатель Е.В. Ванькин, заслуженный работник культуры РФ, писатель     

В дореволюционной России одной из интереснейших страниц истории развития гражданского общества был процесс организации первых музеев, становление общественного интереса к прошлому своей страны и к охране ее исторического и культурного наследия. В этом процессе значительную роль играла Русская Православная Церковь, которая, несмотря на непростые правовые взаимоотношения с государством, разность взглядов и подходов на приоритет художественных и сакральных ценностей, немало сделала для сбережения доставшегося нам от предков культурного достояния. Относясь к богослужебным древностям как к святыням, желая сохранить их духовное наполнение, Церковь пыталась найти свой путь сохранения национальных памятников. И в этом ряду особое место занимают созданные ею церковно-археологические музеи и древлехранилища. И если светская музейная сеть складывалась достаточно стихийно, то организация церковных древлехранилищ уже в начале ХХ века стала одной из попыток духовного ведомства создать целостную государственную структуру по сохранению богатейшего наследия православной русской культуры. И не только православной. Сконцентрировав памятники старины в созданных древлехранилищах, до того рассеянных по многим монастырям и храмам, духовная власть открыла и новое просветительское направление социального служения Церкви.

В докладе приведены лишь краткие сведения, которые немного высвечивают из забвения деятельность дореволюционных церковно-археологических организаций и музеев, трудами которых в немалой степени сохранялось православное наследие на обширной территории Российской империи.

К середине XIX века в русском обществе пробуждается огромнейший интерес к отечественным древностям, а обширнейшие археологические исследования в стране вызывают формирование различных обществ и комитетов археологической направленности. На рубеже 1860-х годов учреждается Императорская Археологическая комиссия, создается Московское Археологическое общество, а в Петербурге – Русское археологическое общество и Археологический институт (1877). Активными археологическими исследованиями в дальнейшем будут заниматься учрежденные в 1884 году губернские ученые архивные комиссии (ГУАК). Подобной научной активности во многом будет способствовать либерализация общественной жизни, проявившаяся в результате проводимых реформ императора Александра II. Идея сохранения отечественных древностей и памятников охватывает и просвещенные слои духовенства, которое принимает активное участие во многих исторических изысканиях. Начинается череда организаций церковно-археологических обществ во многих епархиях Российской империи.

Одной из первых подобных организаций в империи стал Подольский епархиальный историко-статистический комитет в Каменец-Подольске (1865). Возникавшие затем церковно-археологические общества и комитеты (ЦАО и ЦАК), открывались при духовных учебных заведениях – семинариях и академиях. Подобные ЦАО и ЦАК возникают в 1880–1890-е годы в Нижнем Новгороде, Архангельске, Воронеже, Смоленске, Вологде, Могилеве, а в начале ХХ века – в Пензе, Твери, Новочеркасске, Чернигове, Полтаве, Минске и в других городах.

По статусу ЦАО и ЦАК являлись такими же во многом общественными организациями, как и большинство губернских научных обществ, существуя на всевозможные пожертвования, членские взносы и нерегулярную финансовую помощь от епархиальных властей. Первые церковные музеи были официально учреждены при духовных академиях, например, Церковно-археологический музей и Общество при Киевской духовной академии (1872), при Санкт-Петербургской духовной академии (1879) и при Московской духовной академии (1880).

В последней четверти века начинается череда открытий церковных музеев – при Холмском Богородицком братстве (1882), древлехранилище в Туле (1885), переименованное затем в «Палату древностей». Открывается древлехранилище при Нижегородской духовной семинарии (1886), при Братстве святого князя Александра Невского во Владимире, древлехранилище в Архангельске (1887), изумившее своими уникальными северными древностями многих знатоков. В 1888 году в Тифлисе открывается древлехранилище при Братстве Пресвятой Богородицы при Грузинском экзархате, его уникальная коллекция выведет музей на европейский уровень известности. Открываются музеи в Житомире, Риге, Могилеве, а в начале ХХ века – в Калуге, Воронеже, Рязани, Орле, Пензе, Чернигове, Кишиневе, Казане, Симбирске, Твери и других городах.

Активно содействуют созданию древлехранилищ духовные власти епархий, передавая туда древности из монастырских ризниц. Церковные собрания учрежденных епархиальных древлехранилищ существенно различались по размерам своих коллекций, но среди них выделялись «образцовые музеи в Екатеринославе, Киеве, Туле, которым могли позавидовать даже богатые правительственные музеи». Хотя многие епархиальные музеи, к сожалению, так и не смогли организовать полноценного публичного представления своих коллекций из-за крайне тесных условий размещения.

Перед началом Первой мировой войны уже в большинстве епархий Российской империи существовали музеи при различных духовных учреждениях. Из 64-х епархий к 1917 году только официально учрежденные церковные древлехранилища имелись в 53-х епархиях. Причем в некоторых епархиях, как, например, в Вологодской, Волынской, Московской, существовало даже по два-три церковных музея в различных уездах.

Об общем развитии музейной сети в России говорит строгий порядок цифр. Если к 1917 году в Российской империи существовало чуть более 200 светских музеев, где ведущее положение занимали музеи императорские, Академии наук, научных обществ и общедоступные, то церковных музеев и древлехранилищ имелось более 60, существовавших при различных церковных организациях. После 1917 года все ЦАО и древлехранилища были упразднены, а их коллекции вошли в состав различных светских музеев или были разграблены.

Сегодня церковный музей – это та институциональная площадка, с которой Церковь может позиционировать свои многовековые традиции и духовные ценности.

* * *

Иерей Владислав Мишин, и.о. председателя ЭСЦИАР, член Патриаршего совета по культуре, представляет новую книгу Е.В. В Иерей Владислав Мишин, и.о. председателя ЭСЦИАР, член Патриаршего совета по культуре, представляет новую книгу Е.В. В     

В заключении, представляю свое опубликованное исследование по истории и развитию музейных учреждений в дореволюционной России – Церковно-археологические музеи и древлехранилища Русской Православной Церкви и их роль в сохранении культурного наследия Российской империи». Книга посвящена памяти музейщиков и бескорыстных помощников, трудом которых сохранялось православное наследие. Сохранение культурного наследия давно стало актуальнейшей задачей для современной цивилизации. Россия, как и другие страны, прошла свой длительный путь понимания ценности и почитания отечественных памятников. На этом пути было сделано немало и Русской Православной Церковью, которая еще в Российской империи сформировала целую сеть церковных древлехранилищ, создав целостную церковную структуру по сохранению богатейшего православного наследия.

В книге кратко освещается многогранная деятельность более 50-ти академических, епархиальных и братских церковных музеев, существовавших почти во всех епархиях дореволюционной России. Показываются основные направления их работы, состав фондов, взаимодействие с церковно-археологическими комитетами и прочее. А также кратко освещаются вопросы становления системы охраны памятников, раскрывая дореволюционный опыт взаимодействия государства и Церкви в части сохранения отечественных древностей. Церковные музеи и теперь продолжают оставаться определенным феноменом в российской культуре.

Издание книги было осуществлено при поддержке Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации (ЭСЦИАР) и храма святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе г. Москвы.

Обложка книги Е.В. Ванькина. Церковно-археологические музеи и древлехранилища Русской Православной Церкви и их роль в сохранении культурного наследия Российской империи Обложка книги Е.В. Ванькина. Церковно-археологические музеи и древлехранилища Русской Православной Церкви и их роль в сохранении культурного наследия Российской империи     

18 февраля 2025 г.