Мир, наполненный тишиной

О творчестве художника Юрия Орлова

Ю.А. Орлов. Автопортрет. 2018. Холст, масло. 110х80 см. Собственность автора Ю.А. Орлов. Автопортрет. 2018. Холст, масло. 110х80 см. Собственность автора В Российской академии художеств открылась выставка народного художника РФ Юрия Орлова.

Показать со всем вниманием и точностью реалии окружающего мира, но так, чтобы взять из увиденного самое главное, то, что может емко выразить мысль художника, – это про его творчество. Юрий Александрович умеет вглядываться в окружающее, но передать просто «impression», впечатление – ему недостаточно. Этюды, сделанные здесь и сейчас, – лишь рабочий материал, за которым обязательно следует написание картины.

Точность – категория, присутствующая во всех работах Орлова. Точно отразить увиденное, точность передачи, точность внутреннего ощущения – он предпочитает писать то, что задевает его, что вызывает внутренний отклик, что, безусловно, и сразу ощущается в его картинах.

Ю.А. Орлов. Март в Суздале. 2012. Холст, масло. 72,5х112,5 см. Собственность автора Ю.А. Орлов. Март в Суздале. 2012. Холст, масло. 72,5х112,5 см. Собственность автора

Его пейзажи наполнены тем спокойным восхищением, которое вызывает многообразие и красота русской природы. Если в пейзажах появляется архитектура, городская или нет, – то обычно это старая архитектура, в ней есть жизнь, которая рассказывает истории прошлого и которая всегда воспринимается частью природы, не вступает в диссонанс с ней. Орлов, естественно, много пишет на пленэре, ему важно запечатлеть, записать увиденное, чтобы потом этюд перерос в картину, эмоции и впечатления – в глубокое, обобщенное размышление об увиденном. Причем для одной картины он готов делать этюды с разных точек, писать выбранное место в ранних состояниях, в разное время, чтобы в итоге найти необходимое.

«Мне особенно нравится писать утро и вечер, – говорит художник. – Краски звенят, небо более плотное, все вокруг выглядит более эффектно».

Зритель буквально чувствует ощущение и зимнего солнечного дня, и пасмурного летнего, рябь воды, горячий крымский воздух

В своих пейзажах художник стремится поймать и передать разные состояния природы, причем передает их до мельчайших оттенков. Зритель буквально чувствует ощущение и зимнего солнечного дня, и пасмурного летнего, рябь воды, горячий крымский воздух…

В его картинах нет ничего случайного, все подчинено творческой воле, и такая художественная аналитика позволяет как раз от впечатления перейти к серьезному высказыванию. Например, в работе «Крещение», 1997 г., художник показывает не сцену, которую можно было бы решить в бытовом жанре, «как в жизни», когда вокруг – много постороннего народа (крестили сразу несколько детей), суета гостей, кричащие младенцы. Он убирает все окружающее, делая центром работы свершение таинства, а вокруг – портрет семьи. Кругу купели соответствует круг из всех членов семьи – круг любви. Темный фон – потому, что все остальное не важно, важно таинство и семья, все вместе. Сочетания темного фона и света, который словно проступает на фигурах, лицах персонажей, еще более акцентирует главную идею картины.

Ю.А. Орлов. Крещение. 1997. Холст, масло. 155х200 см. Собственность автора Ю.А. Орлов. Крещение. 1997. Холст, масло. 155х200 см. Собственность автора

Тема семьи – одна из важных для художника. Еще в 1979-м году на зональную выставку Союза художников СССР Орлов решил не делать работу на конъюнктурную производственную тему, а, следуя принципу, что надо говорить в творчестве о том, что задевает тебя, написал работу «Уехали» – очень теплую по колориту и по смысловой наполненности. В центре – небольшие фигуры бабушки и дедушки художника, за ними – их мир, но они смотрят вперед, на уезжающих после летних каникул в большую жизнь внуков. Но мы, зрители, внуков не видим, и картина звучит как глобальная история повзрослевших детей, покидающих родное гнездо. Отсюда – щемящая пронзительная нота, но, благодаря тому самому теплому колориту, в ней нет тяжелой грусти, эта теплота – та самая любовь, которой эти двое смогли напитать и согреть мир вокруг себя, своих детей… И именно эта картина имела успех на той выставке.

Ю.А. Орлов. Уехали. 1979. Холст, масло. 98х120 см. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств Ю.А. Орлов. Уехали. 1979. Холст, масло. 98х120 см. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

Если сильный художник, то обязательно речь о преемственности. Юрий Орлов – не исключение, но преемственность здесь, скорее, обобщенное понятие: глобальный пласт русского искусства, которое впитывал, принимал в себя художник. А вот прямого – от учителя к ученику, что чаще всего происходит во время учебы в художественном вузе, – не было, ему пришлось идти по своему, особому пути. Хотя об учебе в Ставропольском художественном училище вспоминает с благодарностью. Именно в училище он как-то глобально стал погружаться в русскую и мировую культуру.

«Помню, как преподаватель Н.Ф. Калинский во время занятий читал нам произведения классической литературы. Как сейчас помню – зима, за окном снег, мы пишем натюрморт и слушаем рассказы Чехова», – вспоминает Юрий Александрович.

Ю.А. Орлов. Оркестр. 2020. Холст, масло. 100х150 см. Студия военных художников им. М.Б. Грекова Ю.А. Орлов. Оркестр. 2020. Холст, масло. 100х150 см. Студия военных художников им. М.Б. Грекова

Работать, писать картины нужно здесь и сейчас, а ждать идеальных условий – бессмысленно, их попросту не будет

А еще он на всю жизнь запомнил наказ преподавателя, что работать, писать картины нужно здесь и сейчас, а ждать идеальных условий – бессмысленно, их попросту не будет. Так вот он и не ждал, и, чтобы достичь того уровня мастерства, который сегодня есть у художника, он работал, работал, работал… Благо, существующая система в Союзе помогала, поддерживала молодых талантливых художников, позволяла им развиваться и наращивать мастерство.

Своими учителями и в искусстве, и в жизни Юрий Александрович называет больших русских художников Сергея Петровича и Алексея Петровича Ткачева – в конце 1980-х они заметили талантливого молодого художника и пригласили к себе на стажировку в творческой мастерской живописи Академии художеств СССР.

«Мне всегда нравилась их живопись, потому, что она правдивая, как рассказы Василия Шукшина, как картины Аркадия Пластова. В них никогда нет желания удивить, поразить. Настоящим глубоким мастерам всегда важно передать свои мысли, что-то сказать о нашем мире».

Ю.А. Орлов. В Петровском. 2017. Холст, масло. 45х70 см. Собственность автора Ю.А. Орлов. В Петровском. 2017. Холст, масло. 45х70 см. Собственность автора

Эти слова можно отнести и к творчеству самого Орлова. Причем ему удается не просто точно передать нашу реальность, но и поймать в реальности некоторое пересечение времен. Скажем, его известная работа «Вечернее кафе», 1990 – вроде бы современный сюжет, современный молодой человек пришел выпить кофе, но в женщине на заднем плане вдруг угадывается намек на «Шоколадницу», которую Жан-Этьен Лиотар написал в 1743–45 гг. Она проявляется в темном проеме словно из глубины времен, и оказывается, что в этом мире все так связано – страны, эпохи…

Ю.А. Орлов. Вечернее кафе. 1990. Холст, масло. 90х90 см. Ю.А. Орлов. Вечернее кафе. 1990. Холст, масло. 90х90 см.

В картине «Пока над нами золотые купола», 1987 г. – не просто реальности прошлого, будущего, реальности творческой мысли, но здесь еще указание на реальность другого мира, который, оказывается, совсем близко.

Ю.А. Орлов. Пока над нами золотые купола. 1987. Холст, масло. 205х190 см. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств Ю.А. Орлов. Пока над нами золотые купола. 1987. Холст, масло. 205х190 см. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

Художник любит светотеневые контрасты, очень караваджийские, придающие работам глубину, но глубину, естественно, не оптическую, а смысловую.

Ю.А. Орлов. Победитель. 2023. Холст, масло. 90х140 см. Студия военных художников им. М.Б. Грекова Ю.А. Орлов. Победитель. 2023. Холст, масло. 90х140 см. Студия военных художников им. М.Б. Грекова

В работе «Домашний праздник», 1998–2000 – ничего, в общем-то, не происходит, просто семья собралась за столом. Но в тишине этой картины – полнота взаимоотношений всех членов семьи, большой и яркий ее мир… Пожалуй, тишина – главное слово, которое можно применить к творчеству художника в целом. Она есть почти во всех его произведениях, но тишина эта – наполненная, глубокая, содержательная. Он умеет услышать ее и передать среди суеты и шума. А за тишиной (или внутри нее?) – находится нечто большое и важное…

Ю.А. Орлов. Усадьба. 2016-2017. Холст, масло. 100х170 см. Собственность автора Ю.А. Орлов. Усадьба. 2016-2017. Холст, масло. 100х170 см. Собственность автора

Время проведения выставки: 19 февраля – 9 марта 2025. Выставочные залы Российской академии художеств. Москва, Пречистенка, 21.

Оксана Головко

17 февраля 2025 г.