Владимир Никитович Телин, художник
Есть художники, к творчеству которых хочется вновь и вновь возвращаться. У меня среди таких художников – Владимир Никитович Телин (1941–2012). Наверное, потому, что когда смотришь на его работы, ощущаешь в них нечто основательное, важное, настоящее. То, что не меняется с контекстом так быстро мелькающего времени. Он знал истоки главного, настоящего – и показывал их в своем творчестве...
Народный художник России, лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина – и многие другие регалии – только констатация уровня мастера.
Коренной москвич, он писал деревню – по-своему, по-особенному, по-телински. Благодаря, как писал искусствовед В.С. Манин,
«таланту замечать и дару запечатлевать. Он отталкивается не от придуманной манеры, под которую подгоняет потом любой сюжет, а от содержания, от подмеченной характерной особенности людских отношений, от своеобразий социального слоя и его психического склада, от постигаемой им жизни. В этих побудительных мотивах проступает нечто национально-особенное (…). В природе слышатся отзвуки душевных настроений. Она успокаивает, взывает к истокам, к воспоминаниям об ушедшем, отзвуки которого слышатся в настоящем времени»[1].
Но, мне кажется, дело не только в умении видеть и запечатлевать окружающее. Владимир Никитович сумел предать в своем творчестве как раз то самое важное, основательное, потому что знал, откуда идут они, эти основы.
Вера в Бога, Православие – это было естественной и неотделимой частью жизни В.Н. Телина с самого детства, хотя, казалось бы, время тогда было не самое располагающее. В раннем детстве его и крестили – в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной Роще, и в эвакуации он жил в деревне с верующей бабушкой…
«Ощущение веры, православной традиции как важнейшей части общего уклада бытия никак не конфликтовало в семье отца с тем, то творилось вокруг, с установками советского строя. Шло себе просто параллельно. Он умел смотреть глобально, видеть за сиюминутным – непреходящее», – говорит художник Александр Телин, сын Владимира Никитовича.
Храмы в картинах Телина – это тоже всегда неотделимая часть жизни, окружающего пейзажа, без нарочитости, противопоставления. («Суздаль», 1995, «Звездочеты», 1982). У него вообще никогда не было нарочитости, что в жизни, что в творчестве.
В картине «На Троицу» (1994 г.) почти не разделить, где, собственно, храм, а где – окружающее пространство: синева неба становится частью синевы росписи, срезанные березки воспринимаются вместе с теми, что растут неподалеку, одежды людей по цвету перекликаются с одеянием святых – так художественными средствами создается в этой работе ощущение единства Церкви земной и Небесной.
Наполнена жизнью и тихой радостью картина «Родительский день» (1979 г.). Опять же, в чем повод для радости – живые идут навестить могилы своих умерших близких? Но это только если смотреть с нашей, земной, бытовой точки зрения. Художник делает акцент на другом: фигуры людей, могильные кресты ты видишь уже после, во вторую очередь, ведь главное в работе – уходящие ввысь купола храма, колокольня, деревья с птичьими гнёздами, сами птицы, кружащие в весеннем небе. В картине совсем нет пустого пространства, все оно занято жизнью. Весь настрой картины очень созвучен евангельским словам: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).
В произведениях художника вообще всегда побеждает жизнь и свет. Вот работа «Россия. Беженцы» (1995 г.). Именно свет, который льется с неба там, на другом берегу, где в самом центре расположен белокаменный храм, прорывается из-за туч, – делает произведение не трагическим, несмотря на такой невеселый сюжет. А на этом, ближнем к зрителям, берегу, среди беженцев, на переднем плане – молодая мать с младенцем, которая выделена и масштабом, и цветом. То есть, несмотря на все, жизнь торжествует и побеждает. Хотя пока темно и страшно…
Если отчаяния нет даже в драматическом, трагическом, то в бытовом, повседневном Телин находит праздничное и радостное. Вот работа «ГУМ, ЦУМ, Детский мир» (1979 г.) – яркостью цветовых пятен вызывает ассоциации с теплым лоскутным одеялом, созданным руками умелой мастерицы. Если смотреть на сюжет с точки зрения бытовой логики, снова возникает вопрос: при чем тут красота? Деревенские жители приехали закупаться в Москву, поскольку там, где они живут, особо ничего и не купишь, и они бегают от магазина к магазину, со свертками, авоськами, да еще на улице зима, неуютно… Но Телин смотрит глубже, дальше социального, а потому его работа – про истинную красоту, и зима у него очень уютная, и люди, явно не столичные жители, оказываются очень созвучны московской архитектуре, ведь для Телина в деревенской жизни, которая связанна с ритмами природы, – истоки человеческой цивилизации вообще, то есть – это основа, на которую потом нанизываются все достижения культуры и искусства.
ГУМ, ЦУМ, Детский мир. 2008 г.
Художник всегда смотрел на мир взглядом, полным поэтической любви и нежности по отношению к окружающему. В этом взгляде – бережность и легкость. Так легки и требуют бережного отношения кружева занавесок, фаты, платья в картине «Невеста» (1984), да и сама невеста – хрупка и трепетна. Эта картина тоже про красоту – женскую, и, более глобально, – красоту, которая присутствует в этом мире.
Как-то на занятии по истории искусств мы разбирали творчество Телина, смотрели картину «Тещины блины» (1985 г.), и одна моя ученица сказала:
– Здесь много жёлтых оттенков, как будто проявляются воспоминания об уже ушедшем.
Это очень точное замечание. Действительно, словно проявляются воспоминания, тем самым не давая прошлому исчезнуть, закрепляя его. Чтобы мы, в нашем современном мире, особенно в городе, смогли зацепиться взглядом за это прошлое – спокойное, надежное, наполненное красотой. Как любовно художник показывает детали – цветы на одежде женщин, на посуде. В красном углу – иконы, снова не нарочито, снова – часть жизни…
Владимир Никитович не только в творчестве передавал красоту, жизнеутверждающее начало, но старался внести все это в повседневность
Владимир Никитович не только в творчестве передавал красоту, жизнеутверждающее начало, но старался внести все это и в ту самую повседневность.
«Отец всегда был подвижником: и в живописи, и по жизни, и с людьми, – и всегда способствовал возрождению духовной и культурной жизни в России», – говорит А.В. Телин.
Так, семья Телиных принимала участие в жизни храма Тихвинской иконы Божией Матери, прихожанами которого они были.
Они восстановили часовню у ключа Преподобного Тихона Луховского, принимали активное участие в восстановлении церкви в Заволжске, которая находится неподалеку от творческой мастерской Владимира Никитовича в деревне Вершинино. По инициативе художника была освящена и восстановлена церковь Николая Чудотворца в Никола-на-Мере. Эту церковь – такой, какой она была до реставрации – можно увидеть в работе «Престольный праздник» (1987 г.). И даже здесь, вопреки видимой реальности в виде храма – без креста, с растущими из него деревьями – верный признак запустения, – есть радость, она чувствуется и в этом декабрьском дне, она – в сиренево-розовом небе, в фигурах людей, в цвете их одеяний, в речном просторе на заднем плане. В самой композиции, когда храм доминирует в работе, занимает главное пространство. Он выстоял, несмотря ни на что. И мы знаем, что будет дальше, и к этому «дальше» лично причастен Владимир Никитович Телин. Кстати, этот храм, только с другого ракурса, есть и в уже названной картине «Беженцы».
В студенчестве Владимир Никитович увлекся иконописью, изучал и теоретически – на лекциях по истории искусства, которые в Суриковском институте, где он учился (а потом много лет преподавал), всегда были на самом высоком уровне, изучал и практическую сторону, то есть, что называется, изнутри, даже немного занимался реставрацией икон. Не просто увлекся, а полюбил – на всю дальнейшую жизнь. А свою дипломную большую работу «Невеста» написал по иконописной технологии, на левкасе, яичной темперой…
На мой взгляд, погружение в иконопись оказало влияние на творчество Телина, и не только в техническом, стилистическом смысле. Ведь на иконе показывается святой – преображенный человек, который находится уже в Горнем, прекрасном мире. Художник показывает наш мир, самых обыкновенных людей, но и люди, и действительность озарены отблесками настоящей красоты, той, первозданной, которая появилась вместе с этим миром, в самом его начале.
А закончу, пожалуй, словами самого Владимира Никитович Телина, считавшего реализм наиболее близким к Православию:
«Искусство не может быть без правды. Для художника важно выразить тот мир, который его окружает, а для этого мир нужно одрагоценить, опоэтизировать и возвысить, чтобы хотелось жить».