Образ Родины

О выставке картин Александра Трофимова и Андрея Горского

В Москве, в Центральном Доме работников искусств, открылась выставка «Образы Родины», на которой представлены работы Александра Трофимова (19272000) и Андрея Горского (19262015).

А.П. Горский «Рассвет над Москвой» А.П. Горский «Рассвет над Москвой»

Последние несколько лет принято говорить о поисках национальной идеи, идут дискуссии, какой она должна быть. Творчество Горского и Трофимова – очевидный пример этой самой идеи, деятельно и внутренне понятой, глубоко пропущенной через себя. Это не про лозунги и громкие слова, а про личное и дорогое.

Творчестве Горского и Трофимова – не про лозунги и громкие слова, а про личное и дорогое

Объединила выставка этих мастеров не случайно. Оба – оставившие свой след в российском искусстве уважаемые художники: Александр Трофимов – заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор; Андрей Горский – народный художник России, академик РАХ. Оба – друзья с детства, вместе избравшие путь художника, вместе поступившие в Московскую среднюю художественную школу, уехавшие с ней в эвакуацию в первые годы Великой Отечественной, затем – окончившие МГХИ имени В.И. Сурикова. Они всю жизнь продолжали оставаться друзьями… Но главное (и это понимаешь в том числе на выставке, когда видишь их работы рядом) – они были близки по духу, по отношению к своей творческой задачи, при том, что каждый из них – яркий, самобытный мастер.

Оба художника – продолжатели традиций русской реалистической школы. А русский реализм – это не просто стиль. Глубинно, духовно он связан именно с русской иконой. И поэтому, кстати, так органично смотрится рядом с другими прекрасными работами художников образ Богородицы с Младенцем, написанный Горским с фрески Дионисия: «Интерьер церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, центральная апсида», 1961. Через это иконное видение, через понимание красоты мира Небесного художник смотрит и на мир здешний. И отражает его средствами изобразительного искусства.

А.П. Горский «Интерьер церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, центральная апсида», 1961 А.П. Горский «Интерьер церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, центральная апсида», 1961

Это сохранялось даже тогда, когда все, что связывалось с церковным искусством, находилось под риском уничтожения. Как рассказывает сын Трофимова, художник Дмитрий Трофимов, Александр Сергеевич через всю жизнь пронес болезненное воспоминание из детства – как везли по Москве обломки разрушенного Храма Христа Спасителя…

А.С. Трофимов. «Голубая весна», 1970 А.С. Трофимов. «Голубая весна», 1970

Совсем не случайно художники оказались среди организаторов Комиссии МОСХ по охране памятников истории и культуры в середине 50-х годов прошлого века, а также среди тех, кто изо всех сил поддерживал в 1960-х годах идею Золотого кольца России. Причем поддерживали и своими работами: изучали, изображали то, что нужно сохранять, демонстрировали современникам бесценные сокровища, доставшиеся им в наследство.

А.С. Трофимов «Суздаль. Михали. Церковь Михаила Архангела и церковь Флора и Лавра», 1974 А.С. Трофимов «Суздаль. Михали. Церковь Михаила Архангела и церковь Флора и Лавра», 1974

Нам, живущим сейчас, может показаться, что мир уходит из-под ног, все нестабильно… Но ты видишь замечательные работы прекрасных художников, смотришь на даты написания и понимаешь, что писались эти работы в совсем не спокойное время: Великая Отечественная, послевоенные годы и позднее, когда все, связанное с верой, мягко говоря, не приветствовалось. Но от работ художников веет невероятной мощью, им было за что держаться. Значит, и нам есть, и мы сможем, тем более что нам в наследство оставлены такие работы, такое искусство.

Древние памятники не только вдохновляли художников, но и давали силы идти дальше, работать, жить. А еще они смотрели на все не глазами постороннего зрителя. Изображаемое ими – не просто «объекты для творчества», а личное, дорогое, то, за что они чувствовали личную ответственность – сохранить, передать дальше.

Показывая историю в своих работах, художники словно передают ее нам дальше, одновременно уже делая историей и то, что было их современностью.

А.П. Горский «Церковь в деревне Проскурниково», 1947 А.П. Горский «Церковь в деревне Проскурниково», 1947

Творчество Трофимова и Горского – не просто пример русской реалистической школы, а именно – школы московской, с упором на живописность, на цвет, на работу с натуры, на пленэре, со стремлением поймать состояние изображаемого, но при этом сказать, зафиксировать значимое.

А.С. Трофимов «Собор Бориса и Глеба. Кидекша», 1970 А.С. Трофимов «Собор Бориса и Глеба. Кидекша», 1970

Трофимов идет через сиюминутное – к глобальному, говорит не просто о радости момента, а о радости, ценности жизни в целом

У Александра Трофимова во многих работах присутствуют явные черты импрессионизма. В них есть и яркое солнце, и голубое небо, и сияющий золотом купол, ярко охристые деревья («Голубая весна», 1970; «Ясная Поляна. Кочаки. Некрополь Толстых», 1976), есть меняющиеся состояния природы («Ясная Поляна. Вечер на реке Воронке», 1977), контрасты теплого и холодного… Но черты импрессионизма – именно стилистические, внешние. По смыслу он идет через сиюминутное – к глобальному, говорит не просто о радости момента, а о радости, ценности жизни в целом. Даже в, казалось бы, лаконичных и сдержанных (но не по цвету) пейзажах («Собор Бориса и Глеба. Кидекша», 1970).

А.С. Трофимов «Ясная Поляна. Кочаки. Некрополь Толстых», 1976 А.С. Трофимов «Ясная Поляна. Кочаки. Некрополь Толстых», 1976

У Горского в некоторых работах колорит более сдержанный, в традициях, скажем, Александра Серова. Потому нередко он изображает ненастную погоду, и это придает запечатленному на картине величественное звучание («Церковь в деревне Проскурниково», 1947). Есть у него и нестеровское прикосновение к образам старины – в современности («На академической даче им. И.Е. Репина. Галя в березках», 1985).

А.П. Горский «На академической даче им. И.Е. Репина. Галя в березках», 1985 А.П. Горский «На академической даче им. И.Е. Репина. Галя в березках», 1985

Конечно, оба художника – прекрасные рисовальщики, и это видно, когда смотришь их работы.

Выставка называется «Образы Родины», но я бы сказала, что в итоге создается именно образ Родины, общий, глубокий, прекрасный, разносторонний, но неизменный в самом главном, основополагающем.

А.П. Горский «Без вести пропавший, 1946 год», 1965 А.П. Горский «Без вести пропавший, 1946 год», 1965

То, что выставка открылась на Светлой седмице, придает ей особое значение. Просто как-то точнее понимается, что сами художники, которых уже нет с нами, участвовали в ее открытии. И их искусство – настоящее, живое…

Выставка продлится по 24 апреля 2023 года по адресу: Москва, ул. Пушечная, 9/6, стр.1.

Оксана Головко

21 апреля 2023 г.