Как рождаются художественные симфонии?

Беседа с Дмитрием Трофимовым, продюсером выставки «Монументальное искусство в Церкви»

Дмитрий Трофимов Дмитрий Трофимов С чего началось возрождение церковного искусства и к чему оно пришло за 30 лет? Может ли церковный художник работать «не в каноне»? Как связаны церковное изобразительное искусство и церковная музыка?

На эти и другие вопросы можно поискать ответа на выставке-фестивале «Монументальное искусство в Церкви», которая пройдет с 10 по 17 июня 2022 года в выставочном зале Московского Союза художников на Кузнецком мосту. В чем уникальность этой выставки, рассказывает Дмитрий Трофимов, генеральный продюсер проекта, художественный руководитель мастерской «Царьград».

– Выставки современного церковного искусства проходили и раньше. В чем особенность этой?

– Главный организатор – Московский Союз художников, и выставка проходит в рамках 90-летия МСХ. То есть ее проводит именно профессиональное сообщество художников, а не Церковь. С другой стороны, на этой масштабной выставке присутствуют только работы, созданные для храмового пространства, и не гипотетического, а реального. То есть они одобрены священноначалием.

На этой масштабной выставке присутствуют только работы, созданные для храмового пространства

Наша принципиальная позиция – в выставке не участвует так называемая религиозная живопись, светские работы на православную тему. Ведь главная задача выставки – показать развитие именно церковного искусства за последние 30 лет. А также продемонстрировать коллегам, что работа для Церкви – творческий процесс, а не механическое копирование, как до сих пор некоторые думают. Поэтому мы не брали к участию прямые копии.

Поскольку интересен именно путь развития, на выставке будут представлены произведения, созданные мастерами в 1990-е годы, в 2000-е и вплоть до сегодняшнего дня. Кроме того, на ней можно было увидеть крупные православные храмы, оформленные современными церковными художниками: храм Христа Спасителя, храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Лубянке, Патриарший собор во имя Воскресения Христова (Главный храм Вооружённых сил Российской Федерации) и так далее.

Шабалина Д.В., Леонтьев М.С. Мозаика, роспись нижнего храма Вооруженных Сил РФ Шабалина Д.В., Леонтьев М.С. Мозаика, роспись нижнего храма Вооруженных Сил РФ

Особенность проекта еще и в том, что в нём соединяются выставка и фестиваль духовной музыки. Лично я, как художник, в своей практике многие вещи объясняю своим заказчикам-ктиторам в музыкальных терминах. Я говорю о стилистике, ритме, рассказываю о развитии церковного искусства. Очень важно показать нашу современную православную культуру во всей ее полноте и многообразии.

Очень важно показать нашу современную православную культуру во всей ее полноте и многообразии

– В рамках выставки заявлены круглые столы. На какие темы?

– На темы, посвященные проблемам современного церковного искусства. Так, 10 июня пройдет круглый стол на тему «Канон и традиции – где граница новаторства», 14 июня – «Архитектура храма и стилистика интерьера, насколько они должны совпадать», 16 июня – «Страховка от уничтожения». На этом круглом столе будут разбираться, в том числе, юридические и технологические аспекты сохранения современных произведений церковных художников.

– Действительно, актуальные темы, а последняя еще и болезненная: например, все помнят, как по нелепой случайности были сбиты фрески знаменитого иконописца Александра Соколова в храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне…

– Мы будем не только озвучивать проблемы: на выставке будут представлены пять произведений современного церковного искусства, которые были утрачены за последние годы. В том числе – фотографии тех самых росписей Александра Соколова.

Александр Лавданский. Христос на троне Александр Лавданский. Христос на троне – Современное церковное искусство очень разнообразно. Есть ли на выставке то, что не близко вам, как художнику?

– Да, не все художественные решения мне нравятся. Но как человек, занимающийся организацией выставки, я не имею права на личные пристрастия, ведь задача – показать все нити, из которых соткано сегодняшнее церковное искусство. Но, подчеркну еще раз, на выставке можно увидеть только те росписи, иконы, которые созданы для церковного пространства, а значит, они одобрены, благословлены Священноначалием.

– Выставка заявлена как итог 30 лет развития церковного искусства. Можно сказать, к чему оно пришло за это время?

– Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, потому что современное церковное искусство – живое, оно развивается. Я для себя понял, что эта выставка призвана не искать простых ответов, а, напротив, – ставить вопросы. Хотя некая картина у меня выстраивается – в выставке участвуют около 300 работ более чем ста художников, и я наблюдаю определенные тенденции, но подтверждение своим мыслям хочу получить после открытия, когда работы займут своё место в залах.

Эта выставка призвана не искать простых ответов, а, напротив, – ставить вопросы

– Но все-таки, расскажите о тех тенденциях в развитии церковного искусства, которые вы заметили, собирая экспонаты для выставки?

– У Бальмонта есть строчки: «Иду я – тропинкою узкой,/ Приду – как широкий рассвет», которые, наверное, можно применить и к современному церковному искусству. Когда началось его возрождение, было не так много художников и направлений, а сегодня – целое многоголосье. Хотя, если посмотреть на выставке работы художников, которые начинали в 1980–90-е: Александра Корноухова, Александра Лавданского, Евгения Максимова, рано ушедшего от нас Александра Соколова, – они очень разные.

Евгений Максимов. Господь Саваоф. Эскиз к росписи купола храма Христа Спасителя Евгений Максимов. Господь Саваоф. Эскиз к росписи купола храма Христа Спасителя

Как писать «в каноне»

– Одна из тем круглого стола посвящена канону в церковном искусстве. Об этом как раз все 30 лет и не смолкают споры. Но до сих пор, когда я слышу от художников: «Мы пишем в каноне», и спрашиваю, что они имеют в виду, – слышу совсем разные мнения. А вы что думаете по этому поводу?

– На самом деле, из этого вопроса и родилась идея фестиваля. У проекта есть и второе название – «Видеть и слышать». Оно появилось во время раздумий над строчками Евангелия от Матфея:

«И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите» (Мф. 13, 10–14).

«Видеть и слышать» – это то свойство нашей души, к которому мы все стремимся, уповая, что стяжаем это блаженное состояние.

Ведь что такое канон? С греческого – это линейка, правило, то есть в итоге – некое правильное направление.

Язык православной культуры был сформирован так, чтобы можно было говорить на темы вечности, на темы тайны Царствия Божьего, говорить о Христе. То есть это сложный, образный, богословски наполненный язык. Он развивался, менялся на протяжении 2000 лет. Человек, работающий в Церкви, для Церкви, и духовно, и творчески существует в этом культурном контексте, привносит в искусство и свой духовный, художественный опыт. Но это возможно, только если он опирается на опыт Церкви, осмысление традиций.

Валерий Фёдоров. Роспись храма Мч.Елисаветы в Покровском-Стрешневе Валерий Фёдоров. Роспись храма Мч.Елисаветы в Покровском-Стрешневе

Всякий раз в работе каждого художника при создании образа возникает вопрос: будет ли принят Церковью результат его труда или нет? На выставке можно будет увидеть разные творческие высказывания. Может быть, часть этого многообразия навсегда войдёт в культуру, а часть будет отвергнута через десятилетия.

В истории церковного искусства бывали разные случаи. Например, Большой Московский Собор (1666–1667) однозначно постановил:

«Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа образ в предь не писати: в нелепых и не приличных видениих зане Саваофа (сиречь Отца) никтоже виде когда воплоти».

Но мы встречаем образ Бога Отца в храмах и этой эпохи, и последующих.

– Хотя он по-прежнему не считается каноничным…

Светлана Васютина. Икона «Богородица на троне». Крестильный храм Иоанна Предтечи в 1-ой Градской больнице.2009 г Светлана Васютина. Икона «Богородица на троне». Крестильный храм Иоанна Предтечи в 1-ой Градской больнице.2009 г – Но мы не можем вычеркнуть эти росписи из церковной культуры, ведь их не просто художники написали, они освящены клириками. Например, святитель Филарет (Дроздов) непосредственно участвовал в создании храма Христа Спасителя в качестве члена учрежденной Императором Комиссии по сооружению храма, в куполе которого – композиция «Отечество». Здесь праздновалось 500-летие со дня прославления преподобного Сергия, с этим храмом связаны имена новомучеников и исповедников Российских, среди которых – Патриарх Тихон, протопресвитер Александр Хотовицкий, протоиерей Илья Громогласов.

– Когда смотришь современные храмовые росписи, видишь, что далеко не все художники могут решать пространство в целом. Вы согласны, что есть такая проблема?

– Конечно, есть. Это профессиональная проблема, потому что художник должен уметь чувствовать музыкальность архитектуры, ее гармонию. Здесь мы снова говорим о визуальном искусстве, обращаясь к музыкальным терминам. Когда мы входим в храм, то прежде всего улавливаем цветовые пятна и тональные ритмы, а уже потом всматриваемся в образы.

Лариса Гачева. Икона «Плотию Уснув». 2022 г. Лариса Гачева. Икона «Плотию Уснув». 2022 г. Есть две традиции решения интерьеров. Первая традиция – из ранней Византии, которая, в свою очередь, переняла её от античной эпохи, когда живопись подчеркивала архитектуру. В поздней Византии, на Руси, появилась так называемая «ковровая живопись», которая окутывает стены, снимая вещественность пространства. Приходящий в такой храм человек попадает в сакральный мир.

И, чтобы создать интерьер в подобном стиле, художнику нужно уметь выстраивать живописью пространство. Этому нужно учиться. Скажем, в ПСТГУ на монументальном отделении преподают замечательные художники – Игорь Самолыго, Светлана Васютина, Лариса Гачева, чьи работы тоже будут на выставке. Выпускники университета понимают, как профессионально работать с интерьером храма.

А человек, который приходит расписывать храм, просто имея набор картинок из книг, каких-то фотографий, – он, я полагаю, не задумывается над тем, как выстраивать общую композицию.

Если ты, к примеру, не просидел несколько часов в тишине церкви Воскресения Христова в Ростове Великом, не стоял подолгу в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, не наблюдал завороженно за мерцанием мозаик в храмах Равенны – ты не поймешь, как рождаются художественные симфонии.

Многие из тех мастеров, чьи работы можно увидеть на выставке, обладают этим тонким чувством гармонии – например, Никита Нужный, Константин Охотин, Дмитрий Лазарев, Александр Крестовский, Александр Солдатов, Светлана Ржаницына. Это художники, которые руководят большими коллективами.

Произведение искусства в Церкви рождается всегда в союзе трёх соавторов: художника, ктитора и настоятеля

– В какой мере в церковном художественном произведении сегодня участвует заказчик?

– Произведение искусства в Церкви рождается всегда в союзе трёх соавторов: художника, ктитора и настоятеля. То есть ктитор и настоятель являются коллективными заказчиками. Они задают некое направление – стилистическое, колористическое, смысловое, если мы говорим об иконографической концепции. Особенно удаётся сотворчество с клириками, задающими высокую планку исполнения образа. С ними мы разрабатываем иконографию, в которой в максимальной полноте раскрывается учение Церкви.

Роберт Низамов. Карта Афона. Храм Иверской иконы Божией Матери в Москве Роберт Низамов. Карта Афона. Храм Иверской иконы Божией Матери в Москве

Примеры того, к каким вершинам приводило сотрудничество художника и заказчика в древности, мы знаем. Например, храмы так называемого Ростовского Кремля отличаются от других храмов этой же эпохи. Потому что в их благоукрашении видна творческая мощь заказчика – Ионы (Сысоевича), митрополита Ростовского и Ярославского. Он, по всей видимости, и задал глубину богословского содержания росписей.

Или, если брать более раннюю историю, – благодаря святителю Киприану на Русь прибыл Феофан Грек, в живописи которого явлены идеи исихазма, передан художественный образ нетварного Света.

Михаил Мастеропуло. Св.Иоаким и Св.Анна с Богородицей Михаил Мастеропуло. Св.Иоаким и Св.Анна с Богородицей

Мы очень хотим, чтобы на выставку пришли все, кому интересно изобразительное искусство как таковое. Думаем, что каждый неравнодушный к культуре человек увидит здесь что-то актуальное для себя. Возможно, какие-то работы покажутся неожиданными. Но тем и интересна выставка. В заключение хочу сказать, что вход на выставку «Монументальное искусство в Церкви» – свободный.

С Дмитрием Трофимовым
беседовала Оксана Головко

8 июня 2022 г.