«Задача любого мыслящего человека – всю жизнь продолжать учиться»

Беседа с председателем Союза художников России Андреем Ковальчуком

Продолжая серию интервью с членами Патриаршего совета по культуре, мы беседуем с председателем Союза художников России Андреем Николаевичем Ковальчуком.

Справка: Андрей Николаевич Ковальчук – скульптор, народный художник Российской Федерации, академик и член Президиума Российской академии художеств, лауреат Государственной премии РФ, Премии Правительства РФ и Премии Москвы. Профессор, заведующий кафедрой «Академическая скульптура» Московской художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. Член Совета при Президенте России по культуре и искусству, председатель Комиссии по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Общественной палаты Российской Федерации.

Андрей Николаевич Ковальчук, скульптор, народный художник Российской Федерации Андрей Николаевич Ковальчук, скульптор, народный художник Российской Федерации – Уважаемый Андрей Николаевич, расскажите о тех, кто помог вам стать скульптором, кто был вашим учителем и наставником.

– Передо мной не стояло выбора, кем стать. С раннего детства я наблюдал за тем, как работал мой отец – академик скульптуры Н.А. Ковальчук. Я видел, как он горел своим делом, как буквально «проживал» каждую свою работу. Для него не было ничего неважного, несущественного. Он и меня учил так смотреть на мир: вдумчиво, ответственно, без суеты. И сегодня, когда у меня так много времени уходит на общественную и педагогическую деятельность, я часто вспоминаю его уроки. Бесспорно, он был моим самым первым и самым главным учителем. И я очень горжусь тем, что работал под его началом. Мы вместе создали много работ.

Еще нельзя не упомянуть моего учителя – выдающегося скульптора Олега Константиновича Комова. На Страстном бульваре в Москве стоит памятник Сергею Рахманинову. Замысел этого памятника принадлежит Олегу Комову, он начал над ним работать, но не успел завершить. После его кончины мне довелось его закончить.

Памятник Сергею Рахманинову Памятник Сергею Рахманинову – Первой работой, принесшей вам известность, стал памятник жертвам Чернобыльской аварии, установленный на Митинском кладбище в Москве. Эта работа для меня лично особенно памятна. На кладбище похоронены обе мои бабушки, и путь к их могилам лежит мимо этого памятника. Убеждена, что все люди, видящие этот монумент, не могут пройти мимо, не вспомнив о трагических событиях на Чернобыльской станции.

– Над памятником мы работали с моим другом архитектором Виктором Корси, так что эта работа совместная. В подготовительный период я встречался с работниками станции, которые были там 26 апреля 1986 года и выжили, общался с близкими погибших спасателей. Эти встречи, весьма тяжелые эмоционально, помогли мне найти выверенное творческое решение. Мне очень пригодились уроки моего отца, учившего вживаться в образ и не бояться человеческой боли.

Мне очень пригодились уроки моего отца, учившего вживаться в образ и не бояться человеческой боли

В этой работе я попытался передать хрупкость, незащищенность человеческой природы перед стихией зла.

На конкурс было выставлено около 150 работ, многие из которых были очень достойными, но жюри выбрало наш проект.

– Мне кажется, вам удается добиться не только внешнего сходства с личностью изображаемого, но и раскрыть его внутренний мир. Будь то трагическая фигура мемориала жертвам Чернобыля, поэтическая восторженность А.С. Пушкина, мемориальная скульптура разведчика Г. Вартаняна, скульптурная композиция семьи Гумилевых или памятник Питириму Сорокину.

– Каждая из моих работ – это непростой творческий путь от замысла к воплощению. Процесс подготовки к созданию эскизных проектов занимает ничуть не меньше времени, чем сама работа. Чтобы получить достоверный образ, скульптор, на мой взгляд, должен погружаться в жизненную среду изображаемой личности, работать с архивными документами, изучать фотографии, если речь идет о нашем современнике. И чем глубже проработан материал эпохи, с которой связан герой, чем подробнее и точнее знание различных сторон его жизни, тем больше появляется вариантов композиционного решения, тем полнее, выразительнее и ярче в результате будет раскрыт образ. В скульптурном произведении изображаемый человек может быть похож на реального, а может быть и не совсем похож. Для меня главное – посредством формы как можно выразительнее и глубже передать характер.

Для меня главное – посредством формы как можно выразительнее и глубже передать характер

Момент портретной схожести часто бывает вторичным. Не второстепенным, но точно не самым главным. Скульптура – это не воссозданный живой человек, не его копия, это наше представление о нем. И с окончанием каждой из работ, будь то малая пластика или памятник, я ощущаю, что стал другим, стал в чем-то шире смотреть на мир.

В конце концов, задача любого мыслящего человека – всю свою жизнь продолжать учиться и узнавать новое. Это стремление я стараюсь передать и своим ученикам.

– Вы преподаете, постоянно контактируете с молодежью, знаете их запросы и профессиональные интересы. Насколько глубоко они воспринимают культурное наследие России? Связывают ли свое будущее с отечественными традициями?

– По своим эстетическим предпочтениям наша творческая молодежь очень разная. В Союз художников России вступают и участвуют в наших выставках в основном выпускники ведущих художественных вузов страны. Должен заметить, что в творчестве определенной части молодежи присутствует обращение к нашим цивилизационным истокам, к Православию. Так, например, на большинстве выставок Союза в разделах храмового искусства преобладают работы молодых авторов. Та же картина наблюдается в разделе классической живописи, где авторами полотен на религиозную тематику тоже является в основном молодежь.

В свое время Союз художников России отметил 1000-летие Крещения Руси масштабной всероссийской выставкой «Имени Твоему…». Это был наш первый опыт экспонирования на выставках иконописи и произведений на тему Православия в постсоветское время. Авторы стремились раскрыть тему торжества христианской веры, тему тысячелетия существования на Руси Православной Церкви, ее святости.

С начала 1990-х годов выставки религиозного искусства стали регулярными. Они проходили под разными названиями: «Воскресение», «Преображение» и т.д. Одновременно в составе всероссийских экспозиций мы начали регулярно формировать иконописные разделы; православные живописные полотна и скульптура появились и в других разделах наших проектов. В большинстве своем это все же работы молодых и тех, кто вступил в большое искусство в постсоветское время.

Тема Православия тесно переплетена с темой Родины, темой патриотизма и истории нашей страны. На многих наших выставках неизменно представлены работы, посвященные Великой Отечественной войне. Среди авторов таких произведений немало молодежи. Особенно хочется отметить, что подобные работы способствуют сохранению и развитию русской художественной школы, нашего классического искусства.

В честь 75-летия Великой Победы над фашизмом Союз художников России будет проводить свои крупные, ставшие традиционными выставки, посвященные этой дате. Так, например, наши коллеги Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов развернут масштабный проект во Владивостоке. Крупная всероссийская выставка будет организована совместно с администрацией Белгородской области. Она будет проводиться нами совместно с белгородскими художниками, работниками музея, административными структурами и т.д. Кроме того, нельзя не учитывать многочисленные областные, краевые, республиканские выставки, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, которые откроют многие наши региональные отделения. Большинство из них будут содержать и разделы православного искусства.

Не так давно на телеканале «Культура» состоялась премьера документального фильма «Познавая цвет войны», приуроченная к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Фильм посвящен одаренным детям-художникам, чье становление пришлось на годы войны и эвакуации. Автором идеи выступила молодая художница Александра Костюлина. Считаю, что этот фильм, работа над которым велась в течение трех лет, стал важным событием не только для Союза художников России, но и для широкой аудитории.

– Что нам ждать от творческой молодежи? Бесконечного совершенства в поисках новых форм или переосмысления классики?

– Изобразительное искусство, театр и другие виды творческой деятельности человека на протяжении веков развиваются в двух ипостасях – классической, традиционной и экспериментальной, нацеленной на открытие нового языка, новых форм. Обе эти линии не могут существовать друг без друга и испытывают большое взаимовлияние.

Обе эти линии – традиционное искусство и эксперимент, нацеленный на открытие новых форм, – не могут существовать друг без друга

На определенном этапе некие приемы и находки экспериментаторов обогащают классическое искусство. Вспомним, к примеру, импрессионистов, чье творчество не сразу было принято обществом. Но спустя десятилетия их достижения обогатили классическую академическую живопись своими пленэрными находками и открытиями. Элементы кинетического искусства давно освоены средовым дизайном и т.д. В то же время авторы, отвергающие классику в современном мире, все же опираются на ее эстетическую цельность. Так было во все века на всех этапах развития искусства. То же самое происходит и в наши дни.

– Каким вам видится решение задачи сохранения памятников истории и культуры?

– Вы затронули очень важный вопрос, который волнует многих в современном обществе, в том числе и меня. Наша страна очень большая, на ее территории существует множество памятников исторического и культурного значения. Все они требуют регулярного ухода и охраны. Их надо реставрировать, поддерживать в удовлетворительном состоянии, оберегать от вандалов. Привести все их в порядок и достойно содержать очень сложно, поскольку эта масштабная работа требует немалых финансовых затрат. Я считаю правильным решение проводить эту работу в форме государственного и частного партнерства. На мой взгляд, этот путь нужно использовать активнее.

– Какой ответ можно противопоставить наступлению антикультуры?

– Это явление полностью искоренить невозможно, поскольку оно существует на протяжении всей истории человечества. В определенной степени антикультуру можно преодолеть сообща, противопоставив ей только настоящее искусство. Это непростая, а самое главное – постоянная работа всего общества в тесном взаимодействии друг с другом. И, конечно, особая ответственность лежит на самих деятелях культуры и искусства, в том числе на профессиональных сообществах.

Иоанн Креститель.Скульптор: А.Н. Ковальчук Иоанн Креститель.Скульптор: А.Н. Ковальчук – Работа скульптора с молодежью, помимо сугубо образовательной функции – передачи знаний и опыта, – имеет и духовную составляющую. Своих студентов вы не только учите творческой профессии, но и воспитываете в них личное отношение к первообразу.

– Я действительно много общаюсь с молодежью. Преимущественно с теми, кто вступает в Союз художников России и участвует в наших многочисленных выставках. В основном это хорошо подготовленные выпускники ведущих художественных вузов страны, которые умеют профессионально относиться ко всем этапам работы от изучения исторического материала и биографий до создания пластического образа. Обращение к православной теме всегда накладывает на автора особую ответственность, и, как правило, молодые художники, выбирающие в своем творчестве путь, связанный с созданием православного образа, с библейскими, евангельскими сюжетами, это люди верующие. Они очень вдумчиво относятся к избранным темам.

– В своих работах вы периодически обращаетесь к христианским образам. Способны ли наши современники «услышать» Евангелие, воплощенное в художественных образах?

– Считаю, что религиозные мотивы в искусстве будут всегда востребованы. Христианское искусство несет в мир свидетельство о вечных евангельских ценностях, таких как жертвенность, честность, благородство и мужество.

Христианское искусство будет всегда востребовано: оно несет в мир свидетельство о вечных евангельских ценностях

Например, в октябре прошлого года в выставочном зале при бенедиктинском монастыре Санкт-Оттилиен в Германии я представлял свою скульптуру «Иоанн Креститель». Она экспонировалась в составе коллективной выставки «Открытая книга. Религиозные сюжеты в современном русском искусстве», организованной Патриаршим Советом по культуре, в состав которого я вхожу, и Министерством культуры РФ в рамках международного фестиваля «Русские сезоны». Проводилась она по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Такие выставки, посвященные истории Русской Православной Церкви и русскому христианскому искусству, проводятся Патриаршим Советом в странах Европы регулярно. Безусловно, интерес к русскому религиозному искусству, в том числе и современному, достаточно высок.

С Андреем Ковальчуком
беседовала Дарья Стрижова

8 июня 2020 г.