Международная научная конференция,
посвященная проблемам канона,
прошла в художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова

+Видео докладов

Источник: sazikov.livejournal.com

    

24 января 2020 года в Московской государственной художественно-промышленной академии (МГХПА) имени С.Г. Строганова прошла Международная научная конференция «КАНОН. Проблемы художественно-временного образа исторически сложившихся церковных зданий и храмового пространства».

Четвертый раз в рамках Международных Рождественских образовательных чтений Строгановка проводит научную конференцию, посвященную теме искусства христианского мира, охватывающую широкий круг тем и объектов изобразительного, монументально-декоративного и прикладного искусства, архитектуры и дизайна. Ведь на протяжении почти двух веков значительное место в творческом наследии Строгановской академии занимало изучение истории и памятников христианского искусства, проектирование храмов и росписей, создание церковной среды, реставрация произведений живописи и прикладного искусства.

Всего на конференцию поступило 37 докладов из различных регионов России, а также из Великобритании, Иордании и Польши. В слушаниях приняли участие представители многих гуманитарных и художественных вузов, а также Московской духовной академии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, издательства Московской Патриархии.

Во время конференции диакон Геннадий Вихарев вел прямую трансляцию докладов в YouTube.

Открыл конференцию с приветственным словом к участникам епископ Глазовский и Игринский Виктор. Его доклад был посвящен центральной теме Рождественских чтений текущего года – «Великая Победа: наследие и наследники». https://youtu.be/610U9Eap0UQ

А.Н. Лаврентьев, проректор по научной и международной работе МГХПА им. С.Г. Строганова, вкратце представил тему, для обсуждения которой собрались докладчики – «КАНОН. Проблемы художественно-временного образа исторически сложившихся церковных зданий и храмового пространства». Александр Николаевич раскрыл задачи научной конференции и выпущенного к ее открытию сборника (см.: https://cloud.mail.ru/public/3SWQ/5ApCSyTDJ) как опыта исследования канона в контексте искусства христианского мира, отечественной культуры, создания целостного образа храмового пространства. Ведь тема канона – это погружение одновременно и в прошлое, и в будущее.

В.Б. Кошаев, профессор МГХПА им. С.Г. Строганова и факультета искусств МГУ им. М.В. Ломоносова, в докладе «Канон и каноническое право» показал, что в изобразительном искусстве незыблем только канон, а канонические правила имеют тенденцию развития или адаптации канона в условиях конкретных культур, что доставляет пищу для постоянного обсуждения специфики применения канона в процессе формирования предметно-пространственной среды. Отношение к образной системе в искусстве православного мира всегда строилась на основе богословия. https://youtu.be/JPTlLTEKR4M

М.А. Бурганова в своем докладе рассмотрела цикл произведений русской церковной скульптуры XVI–XIX вв. из собрания музеев Саратова, связанный с каноническим сюжетом «Христос в темнице», с его иконографией и историко-художественной эволюцией. Были приведены редкие архивные материалы, акварели Ф. Китавина, зафиксировавшие состояние скульптурных памятников в момент передачи их в музейные собрания. В рамках доклада Мария Александровна презентовала альбом «Русская скульптура XVI–XIX вв. Саратов», ставшего продолжением большой серии каталогов, вводящих в научный оборот наследие деревянной скульптуры малых городов Русского Севера. https://youtu.be/YrVI2S6Docc

В.И. Ивановская рассмотрела роль православного канона, традиций и творческого начала в формирования интерьерного пространства храмов, отношение профессионального сообщества и прихожан к новаторским поискам. https://youtu.be/VTYfeuRaX6E

А.В. Панкратова рассмотрела процесс культурной апроприации канона в парадигме модернизма и постмодерна, то есть сознательное уничтожение христианского смысла в объектах архитектуры и искусства путем превращения христианских символов в симулякры. https://youtu.be/4Lo7qzbN9do

И.В. Глазов в докладе «К проблеме достоинства образа: поиски нового изобразительного языка современной иконописи и богословская традиция» предложил рассмотреть несколько путей, по которым идет развитие русской иконописи в конце прошлого и начале нового века. Основной интерес, по мнению докладчика, представляет в этой связи поиск изобразительного языка, который бы позволял, сохраняя вечные ценности традиции, делать их зримо воспринимаемыми современным человеком. https://youtu.be/Dgs3v_ZpDos

Тема оказалась чрезвычайно животрепещущей и вызвала бурную дискуссию. Впрочем, подобные острые дискуссии возникали после и во время практически каждого доклада.

И.В. Дюков в своем докладе представил город как образец системы ценностей целых народов, где иерархия строений является важнейшим показателем умонастроения общества. Докладчик рассмотрел место храма в иерархической системе русского города. Как и тысячу лет назад, сегодня мировоззрение русских людей отчетливо проявляется в иерархии строений. https://youtu.be/d0vwiV0I0js

С.Н. Рубцова рассказала о проблеме понимания канона в церковном искусстве, в частности, в благоукрашении современных храмов Русской Православной Церкви. Ею также были отмечены ключевые позиции актуальных дискуссий по вопросам традиционного и новаторского оформлений пространства православных сооружений. В докладе были приведены примеры интерьеров храмов, убранство которых обращено к переосмыслению канонического правила в рамках церковного искусства. https://youtu.be/RrG0OLaC_z4

Е.В. Кузнецова в докладе «Исследование и этапы работы по воссозданию росписи фасада Кувуклии Гроба Господня Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря» описала выбор стратегий реставрации Кувуклии (часовни Гроба Господня), находящейся в соборе. https://youtu.be/rLEMiC4Iwr4

Д.Ю. Черезова предложила к рассмотрению фотоизображения из Государственного архива Кировской области иконостасов рубежа XIX–XX веков Вятской епархии пяти уездов: Вятского, Слободского, Уржумского, Яранского, Глазовского. Впервые была поставлена и сформирована тема систематизации иконостасов Вятки по географическому принципу. По собранным фактическим материалам из литературных и архивных источников и фотоснимкам автором был сделан первичный анализ на уровне конструктивных, декоративных и стилистических решений.  https://youtu.be/-hzlCJqn6EI

М.Г. Круглова в докладе «Алмазы в контексте истории декоративно-прикладного искусства христианского мира» поведала, как алмаз стал известен миру (считается, что первый алмаз был найден около пяти тысяч лет тому назад на границе Индии и Тибета) и с тех пор не перестает привлекать к себе внимание. Владение уникальными алмазами многие века определяло силу и успешность правителя, со многими камнями были связаны значимые государственные события и судьбы людей. https://youtu.be/Jsn20BSCkgI

Е.Ю. Суворова рассмотрела вопрос обращения В.Л. Боровиковского к католической иконографии «Иммакулата Концепцио» («Непорочное Зачатие») и использования ее элементов и композиционных решений в своей религиозной живописи, высоко ценимой современниками. https://youtu.be/slqvO3nCQvo

А.Н. Бухникашвили в своем докладе представил результаты авторского исследования изобразительной системы иконописного канона. https://youtu.be/p6NiYH9036E

О.И. Лексина проанализировала взаимодействие восточной и западной христианской традиции в мозаиках часовни Святых таинств в кафедральном соборе Мадрида, созданных в мастерской духовного искусства Центра Алетти под руководством падре Марко Рупника. https://youtu.be/PUVH91dg_ck

Е.А. Орловская рассмотрела роль храмового убранства в формировании предметно-пространственной среды частных светских интерьеров конца XIX – начала XX столетия. Художники нового поколения воспринимали церковное декоративно-прикладное и монументально-декоративное искусство в качестве основы для современных декораторских решений, существенно обогативших культуру интерьера в России обозначенного хронологического периода. https://youtu.be/efhhVu9L2g0

О.Б. Павлова в докладе «Обращение к христианским образам в современном искусстве» проследила, как происходит взаимодействие авторов, концепций, произведений современного искусства и христианской традиции. Ссылаясь на образы христианского искусства, произведения современных авторов могут поднимать актуальные остросоциальные и вечные философские проблемы. https://youtu.be/raEGwxl_Xto

Алексей Сазиков

Источник: sazikov.livejournal.com

29 января 2020 г.