Анимэ против икон?

Уфимская епархия в конце февраля выразила озабоченность фактом появления в одном из сообществ в социальной сети «ВКонтакте» нарисованных пользователями икон, на которых вместо ликов святых изображены лица в стиле аниме. Оправданное христианской моралью проявление творческой свободы или преднамеренное оскорбление чувств верующих – разбираться будут эксперты. Имеет ли место факт кощунства, пусть и невольного?

    

Паблик «Православные анимэ-иконы» «ВКонтакте» был закрыт, однако, на данный момент свободно функционирует. Как выяснилось, администратором группы оказался житель Уфы Фаиль Ягофаров. Правда, мужчина во время общения с прессой по телефону сообщил, что паблик создавал не он, и назначили его на должность руководителя сообщества без разрешения. Тем не менее, под рядом постов стоит подпись именно Ягофарова.

Группа «ВКонтакте» содержит красочные копии сюжетов христианских икон со святыми, но вместо привычных ликов, например, Матроны Московской, изображены лица героев анимэ. Более того, некоторые картинки и вовсе представляют некоторых персонажей в образе тех или иных святых. В описании группы, сказано, что сообщество специализируется на «течении народного искусства», которое «произрастает из ортодоксального христианства и японской анимации».

Мнение Уфимской епархии по данному вопросу сайту Риа.ру прокомментировал пресс-секретарь Евгений Шерышев:

«Мы знаем, что есть такая группа. Судя по всему, изображения публикуются там давно, нельзя сказать, что мы начали проверку по данному факту, это не наша прерогатива. Специалисты посмотрят и решат, возможно, направят запрос в Московскую епархию. Есть там моменты оскорбления чувств верующих или нет, это решать специалистам».

Вольность изображения сюжетов и надписания титл, да и просто решимость на подобное «творчество» выглядят как настоящее кощунство. Авторы не могут не понимать, какую культуру (в данном случае христианскую) они затронули в попытке «поглотить» с помощью анимэ образы православной культуры.

Комментаторы сообщества «Православные анимэ-иконы» в основном занимают довольно жесткую позицию: либо это православные верущие, либо их противники, что обнаруживается в самих высказываниях.

Для культуры постмодерна, к которой относится анимэ, характерны абсурдизм и ирония. Это в корне противоречит понятиям традиционных обществ, серьезно относящихся к реальности, и тем более – к своим святыням. В то же время, создание подобного смешения образов представляет угрозу для подрастающего поколения и молодежи, ценностные ориентиры которых находятся в стадии формирования или развития. Подобное «творчество» дает молодому человеку посыл в режиме «можно», что отражается на его восприятии христианства, этических нормах и вообще, способности различать добро и зло, приемлемое и неприемлемое.

В данный момент вопросом занимаются правоохранительные органы.

Владимир Басенков

1 апреля 2019 г.