1 февраля в Москве, в выставочном зале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра (ВХНРЦ) имени академика И.Э. Грабаря открылась выставка «Древнерусское лицевое шитье», посвященная 100-летию лучшей реставрационной организации России. В юбилейном проекте участвуют 11 региональных музеев. Они представляют шедевры, возрожденные к жизни специалистами ВХНРЦ. Среди спасенных реликвий – подвесная пелена «Спас на убрусе» конца XVI века из коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Крупнейший в России реставрационный центр был основан после революции в 2018 году по инициативе художника и историка искусства Игоря Эммануиловича Грабаря. На протяжении века сотрудники Центра сохраняли музейный фонд, способствовали созданию реставрационных мастерских в большинстве крупнейших музеев России и фактически стали основоположниками ключевых направлений научной реставрации.
На протяжении всего юбилейного года в ВХНРЦ им. Академика И.Э. Грабаря будут проходить выставки, лекции, мастер-классы и другие события. Посетители узнают о деятельности двенадцати мастерских Центра и узнают о некоторых секретах работы реставраторов.
Первая выставка юбилейного года посвящена уникальным древнерусским памятникам лицевого шитья. 27 предметов, датируемых 2-й половиной XV - концом XVII века, поступили в Центр Грабаря из одиннадцати региональных музеев и были возвращены к жизни в мастерской реставрации тканей. Эта мастерская – одна из старейших в структуре Центра Грабаря. Свою деятельность она начала 1 августа 1919 года как мастерская по ремонту древнерусского шитья при Комиссии охраны памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. И хотя сегодня здесь реставрируются разные виды музейных тканей, выставка отдает дань первоначальному историческому назначению мастерской.
Владимиро-Суздальский музей предоставил на выставку подвесную пелену «Спас на убрусе» конца XVI века из Покровского монастыря в Суздале. Она подвешивалась к близкой по размеру иконе Спаса Нерукотворного. Произведение представляет собой яркий образец шитья позднего XVI столетия, когда в русском искусстве возрастает декоративное начало. Пелену отличает активное применение золотных и серебряных нитей и разнообразие видов прикрепа. Детали изображения расшиты узором из мелкого жемчуга. Три каймы выполнены из золотного атласа, а на нижней кайме шитьем повторен узор этой дорогой привозной ткани.
Первая, частичная, реставрация пелены состоялась в 1999 году: реставратор музея-заповедника С.А. Шерышева под руководством реставратора ВХНРЦ В.С. Букреевой провела очистку кайм и укрепление фрагмента шитья. В 2002 году экспонат был отправлен в Центр Грабаря, где реставратор высшей категории В.С. Букреева провела полную реставрацию произведения в ВХНРЦ: устранение деформации, дублирование кайм, укрепление шитья и ткани. В музей после реставрации пелена вернулась в 2004 году.
Пелена «Спас на убрусе» экспонируется в постоянной экспозиции «Золотая кладовая: русское декоративно-прикладное искусство XI - начала XX века» в музейном комплексе «Спасо-Евфимиев монастырь» в Суздале. Она занимает центральное место в зале лицевого и орнаментального шитья. Совершенство художественного образа и технического исполнения относят памятник к числу наиболее редких и ценных реликвий музейного собрания.
Справка о лицевом шитье:
Лицевое шитье пришло на Русь вместе с принятием христианства. Термин происходит от слова «лик». По сути, это – изобразительное искусство, близкое к иконописи, только основой и фоном здесь служат ткани, а красками — разноцветные шелковые, серебряные и золотные нити. Шитье металлическими нитями дает эффект золотого оклада. Драгоценное убранство часто дополняют жемчуг и камни. Украшенные лицевым шитьем предметы церковного назначения – покровцы, пелены, хоругви… – были очень дорогими, и только крупные соборы и прославленные монастыри хранили в своих ризницах подобные произведения.
Участники выставки: Вологодский государственный музей-заповедник; Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых; Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник; Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»; Кировский областной краеведческий музей; Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим»; Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник; Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник; Смоленский государственный музей-заповедник; Сольвычегодский историко-художественный музей
График работы выставочного зала (по сеансам):
вторник — пятница: 12:00, 14:00, 16:00
суббота: 14:00, 16:00
понедельник, воскресенье — выходной
Для посещения выставки обязательна предварительная запись по телефону: +7 (499) 763-37-40 или электронной почте: nauka@grabar.ru
Даты проведения: 1 февраля — 23 марта 2018 г.
Место проведения: Выставочный зал ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря
Москва, ул. Радио, д. 17, к. 6