«Не знаем, на небе мы были или на земле», – сказали Великому Князю Владимиру его посланники, посетившие службу в Храме Святой Софии в Константинополе. Трудно сказать, что произвело на них большее впечатление – торжественность патриаршего богослужения, убранство храма или церковное пение, – но там, во время службы, они ощущали всем сердцем присутствие живого Бога и боговдохновенность происходившего. И, конечно, они хотели переживать это снова и снова…
Византийское церковное пение – удивительный феномен. Предание относит его зарождение еще ко временам апостольским.
Неудивительно, что в наши дни во многих храмах пробуждается живой интерес к этой традиции. Однако возвращение к истокам, возрождение традиции, почти утраченной, требует серьезных усилий. Это как изучение нового языка – нужно время и нужен учитель. А еще лучше – живой носитель этого языка! Мы предлагаем вашему вниманию новый цикл концертов в формате музыкального лектория – «На небе или на земле», лекции-концерты, посвященные византийскому церковному пению.
В концертах принимают участие:
Мужской хор школы византийского пения «Схолион Псалтикис»
Руководитель хора — Константин Фотопулос, протопсалт храма Космы Этолийского (Афины, Греция)
Лектор — Ирина Старикова, кандидат искусствоведения, научный сотрудник НТЦ церковной музыки Московской государственной консерватории
ЛЕКЦИЯ 2
Канон: может ли пение быть "истинным"?
11 апреля, четверг, 19.00
Согласно свт. Григорию Нисскому, христианские песнопения творятся по «иным законам», чем у тех кто остался чуждым христианской мудрости. Следование этим особым «законам» стало критерием истинности пения и его причастности православной церковно-певческой традиции.
В течение многих столетий в трудах святых отцов обнаруживаются высказывания о роли церковного пения в богослужении. В литургических книгах и Типиконе присутствуют особые указания относительно исполнения того или иного песнопения.
Как слова св. отцов, так и выработанные литургические предписания относительно исполнения того или иного песнопения повлияли на развитие византийской певческой традиции и сохранения ее особого значения в истории Церкви.
В лекции прозвучат самые разнообразные жанры и стили византийской церковной музыки, которые иллюстрируют следование особым правилам церковно-певческого канона.
ЛЕКЦИЯ 3
"Творцы мелодий": индивидуальность и традиция
6 июня, четверг, 19.00
История формирования и развития византийской певческой традиции весьма продолжительна и разнообразна.
В течение многих столетий складывались и были впоследствии закреплены в живой церковно-певческой практике определенные способы распевания гимнографического текста, согласно его литургической функции.
C XIV века рукописная традиция сохранила имена многих мелургов — авторов мелодий византийских песнопений. Это особое авторское творчество, которое развивалось всегда в рамках церковно-певческого канона и позволяло его не только обогащать, но и его сохранять. В лекции разнообразные стили и творчество великих мелургов, которые создавали песнопения на протяжении шести столетий, будут проиллюстрированы на примере песнопений .