Сохраненные святыни Москвы ушедшей

08 сентября 2017 -  21 января 2018

Икона в окладе «Спас Смоленский» в киоте-складне. XVII в. Икона в окладе «Спас Смоленский» в киоте-складне. XVII в.
    

Второй проект трилогии выставок о Москве, открывающихся осенью в Третьяковской галерее, является уникальным. Впервые экспонируются произведения декоративно-прикладного искусства из фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Третьяковской галереи — одного из самых закрытых для широкой публики запасников музея. Камерная экспозиция объединяет 30 произведений церковного искусства XVI–XIX веков из 17-ти разрушенных московских церквей.

Формирование фонда «Сокровищницы» осуществлялось в общем русле комплектования собрания произведений древнерусского искусства. В его начало легли иконы в драгоценных окладах, приобретенные П.М. Третьяковым в 1890-х годах. На сегодняшний день фонд насчитывает более 1000 единиц хранения: иконы в серебряных и золотых окладах, церковная утварь и светская посуда из серебра, шитые ризы икон с драгоценными камнями и жемчугом, портретная миниатюра в драгоценных оправах, произведения декоративно-прикладного искусства.

Основную часть экспозиции составляют предметы церковного обихода, помещавшиеся в алтарях храмов: дарохранительница; напрестольные Евангелия в разнообразно декорированных окладах; вкладные напрестольные кресты, обложенные позолоченным серебром и драгоценными камнями; богослужебный комплект, состоящий из потира, дискоса, звездицы, тарели и лжицы, которые использовались в церковной практике на литургии. Этот ряд дополняют живописные эмали в фигурных серебряных обрамлениях со стразами, которые ранее являлись частью украшения напрестольного Евангелия. В состав выставки включены также 9 икон в серебряных позолоченных окладах. Одна из них, икона Богоматери Казанской, имеет шитую ризу с рубинами и изумрудами в кастах. Две иконы — «Спас Смоленский» и «Святитель Николай Чудотворец» в драгоценных чеканных ризах вложены внутрь киотов-складней, как особо почитаемые святыни.

Все эти памятники древнерусского искусства, столь разнообразные по составу, объединяет общая судьба — они являются свидетелями и участниками горьких событий: разорения и уничтожения церквей, в которых предметы бытовали на протяжении столетий. Художественный облик всех произведений, представленных на выставке, восстановлен усилиями реставраторов Третьяковской галереи. Трудом специалистов по металлу подготовлены к экспозиции драгоценные оклады предметов церковного обихода, художники-реставраторы произвели раскрытие древнерусской живописи. Памятники представлены в их первоначальном виде в драгоценных уборах, за исключением иконы Богоматери Елеуса из церкви Параскевы Пятницы на Пятницкой улице, оклад которой демонтирован и укреплен на отдельном щите. В данном случае возобладала музейная традиция сделать доступной очень ценную для исследователей и знатоков искусства авторскую надпись на нижнем поле иконы, открывающей имя художника.

Полнота восприятия культурных ценностей невозможна без знания их происхождения, истории. Для произведений древности, пребывавших в сакральном пространстве, характерна внутренняя связь с общим ансамблем храмового интерьера. Поэтому каждый предмет соотнесен с историей архитектурного памятника в целом. В связи с этим этикетки к каждому предмету сопровождаются историческими справками, которые дают краткие сведения о церкви, в которой некогда находился сохраненный в музее памятник, а мультимедийная программа позволяет увидеть их облик, запечатленный на архивных фотографиях.

Впервые обнародуются результаты многолетних научных изысканий куратора выставки по установлению происхождения памятников, представленных в экспозиции. Это 17 разрушенных московских церквей: Кремль — усыпальница великого князя Сергея Александровича; Белый город — церковь Тихона Амафунтского на Арбатской площади, церковь Бориса и Глеба там же, церковь Николая Чудотворца в Хлынове, церковь Николая Чудотворца в Гнездниках, церковь Вознесения в Варсонофьевском переулке, Алексеевский монастырь; Земляной город — церковь Грузинской Богоматери, что на Воронцовом поле, церковь архидиакона Стефана за Яузой (на Швивой горке), церковь Покрова в Левшине; Замоскворечье — церковь Параскевы Пятницы на Пятницкой улице, церковь Иоакима и Анны на Якиманке; Территория между Садовым кольцом и границами города 1917 года — Скорбящинский монастырь, Симонов монастырь, церковь Успения на Апухтинке, церковь Неопалимой купины близ Девичьего поля, что в новой Конюшенной слободе; Подмосковье — церковь Успения в Витенево.

К выставке подготовлен иллюстрированный научный каталог. Систематизация предметов в нем произведена по признаку местоположения храмов, где находились святыни. Поэтому основой структурного построения издания стали исторические районы столицы.

Источник: Государственная Третьяковская галерея

15 сентября 2017 г.