Храмы России глазами наполеоновского солдата

    

«Война в моем портфеле. Путешествие/Нашествие» - так называется выставка эстампов, открывшаяся в музее-панораме «Бородинская битва». Автором 18 графических работ, представленных в экспозиции, является Х.В. Фабер дю Фор – офицер-артиллерист 25-й Вюртембергской дивизии, участвовавшей в походе на Россию под знаменами Наполеона. Это – лишь малая часть обширного наследия знаменитого художника, очевидца и участника событий Отечественной войны 1812 года, которые он фиксировал с подлинно немецкой скрупулезностью. Из более чем 14 тысяч солдат королевства Вюртемберг, воевавших в составе Великой Армии, домой вернулось около сотни счастливцев, избегнувших смерти и плена. В их числе оказался и Фабер дю Фор. Итогом «путешествия» наполеоновского офицера от Немана до Березины стали сотни рисунков, акварелей и живописных полотен.

    

Рисунки, запечатлевавшие этапы продвижения наполеоновских войск, автор сопровождал комментариями. Согласно им, например, уже первый день, проведенный на территории России, солдат, служивших под знаменами Наполеона, немного обескуражил и напугал - двигаясь вглубь страны в течении 14 часов они не встретили не то что ни одного русского солдата, но и вообще ни одной живой души. Через несколько дней начались проливные дожди с грозами и ураганным ветром, отчего пехота, а еще более артиллерия, вязли в глине, начался падеж лошадей. Еще через несколько дней немецких солдат начала косить дизентерия, жертвами которой оказались десятки человек, включая наследного принца Вюртембергского, коему, по остроумному замечанию художника, пришлось бороться не с неприятелем, а с жестокой диареей, которая в итоге и победила - принца пришлось спешно эвакуировать в Вильно.

    

Помимо военных будней, значимой темой работ Фабер дю Фора стали типы жителей России и православные храмы, которые вызывали у него живейший интерес. На графических листах, выставленные в музее, запечатлены Крутицкое подворье, Новоспасский и Покровский монастыри, храм Живоначальной Троицы в Кожевниках и комплекс Рогожской слободы, а также церкви в окрестностях Первопрестольной, рядом с которыми останавливались на привал солдаты Вюртембергской дивизии. Изображения также сопровождаются комментариями автора. Так Троицкую церковь в Кожевниках он называет «замечательной своей простотой и бесконечным разнообразием», отмечая далее: «таких в Москве сотни, и они говорят о близости Азии. Огонь пощадил ее, как и почти все московские церкви. Их массивные конструкции, доминирующие над прочими зданиями, и крыши, по большей части крытые железом, а также незначительное количество горючих материалов внутри позволили им уцелеть в общем пожаре. Также этому способствовало уважением поджигателей к религии».

    

По словам директора Музея-панорамы «Бородинская битва» Владимира Преснова, в этой экспозиции воплотились элементы новой концепции развития музея – взгляд на известные события с неформального ракурса, изучение эпохи через истории людей, вдохновение подвига и человечности в сложных обстоятельствах.

Автором концепции выставки стал известный историк старший, научный сотрудник научно-информационного отдела Музея-панорамы "Бородинская битва" А.Л.Монахов. Он же провел и первую экскурсию.

На церемонии открытия выставки присутствовала сотрудница Патриаршего совета по культуре О.Г.Кирьянова.

3 августа 2017 г.